Черная пятница: как удачно скупиться и не разориться | Айда на АЗС

Черная пятница: как удачно скупиться и не разориться

Наверное вы уже видели кучу рекламы о невероятные скидки на Черную пятницу blackfriday, которая в этом году приходится на 23 ноября, возможно даже планируете зайти в несколько магазинов этого дня и оценить, что же снизили цены.

BBC News Украина решили разобраться, откуда взялись скидки в этот день, а мы на них ловимся и как покупать разумно.

Традиция распродаж в пятницу после Дня благодарения, как и сам термин «Черная пятница» пришли к нам из США.

Само же название возникла в конце 1950-х, когда ее начали использовать для обозначения транспортного хаоса, к которому приводили покупке на дорогах.

Черная пятница знаменовала начало рождественского сезона в магазинах.

По результатам исследования Национальной федерации розничных торговцев США, 116000000 американцев планируют что-то купить в эту Черную пятницу.

Сегодня же этот «праздник скидок» является общемировым трендом, а некоторые магазины начинают распродажи с севера. Другие — снижают цены на товары в течение всей недели.

По данным компании Shopify, которая собирает данные от более чем 500 000 магазинов, на пике продаж в Черную пятницу 2017 покупатели тратили больше чем 1 млн долларов в минуту.

В Украине Черная пятница также актуальной как для покупателей, благодаря скидкам, так и для продавцов, благодаря возможности увеличить продажи.

Очередь в магазин
Image captionЗначительные скидки часто приводят к очередям в магазины

Например, по данным сети магазинов «Цитрус», прирост товарооборота в Черную пятницу по сравнению с обычным днем ​​в 2017 году составил 172% (в 2016 году — 92%).

В 2018 году компания прогнозирует рост уже на 200%.

Компания Comfy сообщила, что в Черную пятницу 2017 через интернет-магазин comfy.ua оформлялось 500 заказов в час, а общий объем продаж в Черную пятницу составил 20 млн гривен.

В Черную пятницу украинцы активно покупают и за рубежом.

По данным «Новой почты», количество покупок в зарубежных магазинах, через сервис компании NP Shopping, в 2017 году в день Черной пятницы выросла вдвое, если сравнивать с пятью днями до и после.

Маркетинг и психология

По словам експертка с фэшн-ритейла Алины Бойко, «Черная пятница — это такой же маркетинговый ход, как и Хэллоуин».

В сфере моды он приходится на середину сезона, когда осенние товары, поступившие в продажу в августе, уже не новые для потребителей, а коллекция весна-лето 2019 будет только в январе.

«Середина сезона, когда интерес потребителя падает, идеальное время, чтобы улучшить поступления денежных средств путем распродажи», — говорит Бойко.

Психолог Анна Долид говорит, что все люди «запрограммированы на победу», когда они где-то видят скидку — значит у них есть возможность приобрести что-то дешевле других.

Люди на улице с магазинами
Image caption»Черная пятница — это такой же маркетинговый ход, как и Хэллоуин», — говорит експертка с фэшн-ритейла

«Это дает чувство превосходства», — говорит она.

При этом, если покупки приобретают признаки проблемы и переходят в категорию шопоголизма, то причины этого, по словам психолога, кроются в детстве.

«В детстве (такому человеку) не хватало власти, мама не делала то, что ребенок хотел», — говорит Долид.

По ее словам, часто шопоголизм является проявлением детской жадности уже во взрослой жизни.

Также психолог отмечает, что для Украины играет роль также травматическое, с точки зрения материального благополучия, история: дефицит товаров, а затем бедность 90-х.