Дисульфид молибдена в моторных маслах: мифы и реальность | Айда на АЗС

Дисульфид молибдена в моторных маслах: мифы и реальность

Слов о том, как полезен или вреден дисульфид молибдена для моторов автомобилей, сказано и написано очень много. Прежде чем сделать вывод о целесообразности применения моторных масел или присадок, содержащих это вещество, следует узнать о химическом составе и свойствах физико-технического характера этого соединения. Не лишним будет также разобраться в терминологии, которая зачастую вводит в заблуждение любителей авто, не очень искушенных в тонкостях маркетинговых методов и приемов.

Любое химическое соединение, которое присутствует в моторном масле, призвано обеспечивать ему те или иные свойства. Если исходить из изначального предназначения смазочного материала в силовом агрегате, то следует предположить, что введение добавок и присадок должно улучшать именно смазочные свойства. Все рекламируемые дополнительные свойства должны учитываться исключительно в этом в контексте. Молибден применение которого в настоящее время настойчиво продвигается в массы, тоже имеет ряд специфических свойств, которые мы рассмотрим ниже.

Термины и связанные с ними мифы

Главные заблуждения, связанные с применением моторных масел, которые содержат в своем составе различного морфологического состава присадки, состоят в неправильном понимании значения компонентов. В первую очередь это связано с неоправданным упрощением терминов. Вот основные ошибки терминологии и связанные с этим мифы:

  1. Моторное масло с молибденом – очень распространенное классификационное определение определенного класса смазочных материалов. Ошибка состоит в том, что молибден не может по своей природе быть компонентом любого масла. Это металл, который используется исключительно в виде стойких химических соединений, к примеру, сульфидных и дисульфидных бескислородных солей;
  2. Органический молибден. Очередная маркетинговая уловка продавцов, основанная на непонимании пользователями природы рекламируемого товара. Красивое название маскирует лишь редко применяемые полимерные соединения органического происхождения, в структурную формулу которых внедрены молекулы молибдена.

Автолюбителям нужно понять, что основным химическим соединением молибдена, которое получило распространение применительно к включению в моторный и трансмиссионный смазочный процесс, является исключительно дисульфид молибдена – вещество минеральной природы.

Влияние дисульфида молибдена на работу двигателя

Дисульфид молибдена получил свое распространение в качестве компонента некоторых марок моторных масел и модифицирующих присадок благодаря аморфной структуре, схожей с чешуйчатым строением графита. Преимуществом перед графитными составляющими, которые достаточно широко использовались в качестве антифрикционной компоненты, молибденовое соединение с серой заключается в способности выдерживать экстремальные температурные режимы. Именно это свойство привлекло производителей использовать в маслах и присадках дисульфид молибдена.

Для того чтобы понять влияние молибденовой добавки, достаточно представить себе микроструктуру поверхностей гильзы цилиндра, шейки коленчатого или распределительного вала. Известно, что все эти поверхности формируются в процессе шлифования либо хонингования, суть которых заключается отнюдь не в создании зеркальной поверхности. Скорее наоборот – в создании определенным образом ориентированных микронеровностей. Предназначение этих неровностей микронного размера заключается в удержании масляной пленки между трущимися поверхностями на молекулярном уровне.

В силовых установках с большим межремонтным интервалом зазоры в контактирующих поверхностях достигают размеров, при которых силы межмолекулярного притяжения не могут противостоять прилагаемым нагрузкам. В результате возникают разрывы масляной пленки, металлические поверхности получают возможность непосредственного контактного взаимодействия. Такой контакт приводит к экстремальному росту температуры и молекулярному схватыванию соприкасающихся поверхностей.

Чешуйчатая структура дисульфида молибдена в таких случаях создает тончайший антифрикционный слой, который предупреждает температурные кризисы в трущихся соединениях. Применение молибдена в данном случае обосновано.

Достоинства и недостатки применения молибденосодержащих масел

Смазки, содержащие молибден получили применение, по большей части, в экстремальных условиях использования силовых установок. Здравое, логическое размышление неизбежно приводит к выводу, что содержащие молибден присадки в масле «свежего» двигателя не в состоянии принести какой-либо пользы. Скорее наоборот. Неизношенные сопряжения поршневых колец с поверхностью гильзы цилиндра, контактные поверхности вкладышей с коленчатым и распределительным валом могут быть подвергнуты повышенному износу. Этому может способствовать увеличенная размерная компонента молекул молибденового дисульфида. По этой причине масла с молибденом следует применять в новых моторах с осторожностью.

Для двигателей, моторесурс которых близок к критическому, использование молибдена в маслах может стать, при определенных обстоятельствах, настоящим вторым рождением.

Способность этого соединения нивелировать разрывы масляной пленки при значительных износах контактирующих поверхностей позволяет продлить эффективные эксплуатационные сроки моторов.

Смотрите видео-обзор масла с дисульфидом молибдена Mannol Molibden:

В целом, интенсивные (в некоторых случаях даже агрессивные) попытки интеграции дисульфид молибдена во все смазывающие составы скорее плохо, чем хорошо, воспринимаются и автомобильным сообществом, и многими автопроизводителями. Но несмотря на подобную неоднозначность, молибден в масле и присадках пользуется популярностью у определенного числа автолюбителей, получивших положительный опыт применения в двигателе и трансмиссии своего авто.

Естественно, что применение либо отказ от использования молибденовых масел и присадок, лежит в плоскости личного отношения автовладельца к различного рода экспериментам.