Гидрокрекинговое масло или синтетика: что выбрать?
Содержание
От разных автолюбителей приходится слышать разные и часто противоречивые мнения относительно моторных масел, произведённых путём гидрокрекинга (или hc-синтеза). И если одни считают, что их можно отнести к полусинтетическим, то другие делают основной акцент на том, что такие масла производятся на минеральной основе. Одни голосуют «за», другие «против».
При современном разнообразии различных смазочных материалов трудно сходу разобраться, чему отдать предпочтение. Если перейти на гидрокрекинговое масло что это даст вам и вашему автомобилю?
Мнения различаются
О свойствах гидрокрекингового масла можно услышать и прочитать множество отзывов, как положительных, так и отрицательных. Кто-то утверждает, что работает оно не хуже синтетического и одновременно позволяет существенно экономить, то есть представляет собой оптимальное соотношение между ценой и качеством. Есть даже те, кто убеждён, что данный смазочный материал по многим параметрам отличается от синтетического в лучшую сторону.
Те же, кто предпочитает использовать синтетическое масло, считают, что под видом «синтетики» им пытаются продать «минералку», а в действительности гидрокрекинговое масло сильно уступает синтетическим смазкам.
Противники гидрокрекинга приводят в доказательство тот факт, что полусинтетические смеси изнашиваются ощутимо быстрее и их главное и единственное отличие от минеральных масел состоит исключительно в цене, неоправданно завышенной.
Иногда даже высказывается мнение, что похвалы таким материалам инспирированы их производителями, так как гидрокрекинговые моторные масла гораздо дешевле в производстве. У каждой из сторон есть свои основания настаивать на своей правоте, но кому в конечном итоге верить?
Как производят HC-синтетику
Чтобы сделать правильный выбор для своей машины, необходимо знать, что такое гидрокрекинговое моторное масло и какая технология применяется для его изготовления.
Коротко о том, что такое собственно гидрокрекинг – так называется технология, при помощи которой базовое минеральное масло проходит процедуру гидроочистки и глубоко обрабатывается.
Тяжелые углеводородные молекулы нефтяного сырья расщепляются в присутствии водорода для создания основы, обладающей необходимыми ГСМ свойствами. Это сложный химический процесс, в ходе которого отбрасывается всё лишнее. Сама молекулярная структура базового вещества в этот момент претерпевает изменения: из него удаляются азот, сера и прочие вредные элементы, возникает теплоустойчивость, стойкость к химическим и механическим воздействиям.
Перегонка и глубокая пеработка нефти позволяют получить основу, качества которой выше, чем у минеральной, но несколько ниже тех, которыми обладает синтетическое моторное масло. Необходимые рабочие свойства ей придаёт комплекс присадок. В результате не представляется возможным простым органолептическим методом определить, какая технология использована при изготовлении смазки – гидрокрекинг или ПАО. Чтобы выявить отличия, потребуется полноценный химический анализ.
Гидрокрекинговые ГСМ – почему их стоит выбрать
У минеральных, синтетических и полусинтетических автомобильных смазок есть свои плюсы и минусы. Гидрокрекинговое масло отличается такими положительными качествами:
- высокая вязкость;
- высокая антиокислительная стойкость;
- высокая растворимость присадков;
- высокая степень защиты от износа;
- стойкость к деформациям сдвига при высоких нагрузках (механических и температурных);
- низкий коэффициент трения;
- стойкость к образованию отложений;
- отсутствие агрессивного воздействия на резину;
- подходит для работы в режиме перегрузок.
Перечисленные характеристики выгодно отличают HC-синтетическое масло от «синтетики», которая ещё и значительно дороже стоит.
Несмотря на определённое «родство» между минеральными маслами и hc, заключающееся в способе получения, последние отличаются лучшими потребительскими качествами по сравнению с «минералкой». Объясняется это тем, что основа минеральных масел очищается обычно только методом депарафинизации (удаления парафинов, повышающих температуру застывания), которая не в состоянии обеспечить устранение всех примесей. Несколько выше по качествам масло, прошедшее воздействие водородом при высокой температуре и давлении (или гидроочистку).
Гидрокрекинговые масла подвергаются значительно более серьёзной обработке, в ходе которой одновременно протекает несколько химических реакций.
Специалисты отмечают также высокую экологичность гидрокрекинга и его продуктов, обусловленную тем, что данная технология не предусматривает использования токсичных растворителей. Но самый главный плюс hc-масел – это цена. Гидрокрекинг обходится дешевле, чем синтез, поэтому такие масла значительно «бюджетнее» синтетических.
Смотрите видео «что такое гидрокрекинг»:
Почему «синтетика» дороже
Основу PAO-синтетических масел составляют полиальфаолефины, посредством синтеза полученные из лёгких углеводородов. Данная технология даёт возможность получить вещество однородного молекулярного состава, без примесей серы и металлов. У синтетических масел ниже температура замерзания и выше стойкость к термическому и механическому воздействию. К их положительным свойствам также можно отнести более низкую летучесть и большую стабильность при высоких температурах. Но главное в том, что процесс синтеза является весьма дорогостоящим, что и объясняет высокую потребительскую стоимость ПАО-смазок.
Отчего не все потребители перешли на HC
Однако даже при всех несомненных преимуществах у гидрокрекинговых масел имеются и недостатки, которые тоже стоит принимать во внимание:
- высокая испаряемость;
- быстрая изнашиваемость;
- при прохождении гидрокрекинга устраняются не только вредные примеси, но и некоторые компоненты основы, повышающие антиокислительные и смазывающие свойства ГСМ;
- у hc-синтетики выше нагарообразование и склонность к коррозии.
К какому классу отнести
Классификация hc-масел – вопрос ещё до конца не решённый. American Petroleum Institute относит их к 3-й группе, т.е. к базовым маслам высшего качества, производимым из нефти. В ряде стран они не могут именоваться «полностью синтетическими», поскольку не состоят на сто процентов из искусственно созданных молекул, что является обязательным условием для синтетического материала. Но по качеству гидрокрекинговые масла нельзя сравнить с минеральными ГСМ, а ПАО-смазкам они, если и уступают, то не слишком сильно и далеко не по всем показателям. Поэтому и были введены такие термины, как HC-синтетика, полусинтетика, High-Tech-Synthese-Technology и так далее.
И напоследок
В последние годы всё больше автолюбителей отдают предпочтение полусинтетическим маслам. Практически все производители ГСМ используют для выработки масел основы, полученные гидрокрекинговым путём.
Резюмируя, можно сказать, что, выбирая смазочный материал, ориентироваться следует не столько на основу, какой бы она ни была, а на характеристики вашего авто, на те требования и допуски, которые указаны в руководстве по его эксплуатации. Учитывайте одновременно и те условия, в которых вам придётся пользоваться машиной – в некоторых местностях дороги находятся в таком состоянии, что скорость засорения смазки очень мало зависит от технологии производства её основы, то есть платить за масло более высокую цену, при прочих равных, не имеет смысла.