Как должна работать веб-студия?
Веб студии современной России — это нечто похожее на спекулятивный рынок 90-х годов. Компания, которая собралась заниматься созданием сайта, заказывает себе сайт…
Веб студии современной России — это нечто похожее на спекулятивный рынок 90-х годов. Компания, которая собралась заниматься созданием сайта, заказывает себе сайт у фрилансера, после чего настраивает рекламную компанию в яндекс директе и начинает собирать заказы на создание сайтов. Набрав заказы, эти ребята заставляют заказчика самого составить техническое задание (далее ТЗ) по заранее подготовленному шаблону, после чего отправляют составленное ТЗ фрилансерам, которые за 15 000 рублей приводят заказ в исполнение — заказчик получает сайт, а исполнитель очередные 100 тысяч, 15 из которых отдает на фриланс и все, собственно, довольны.
Казалось бы, а что тут плохого? купил — наценил, продал.
Давайте разбираться
Предположим, что у такой работа в веб студии заказывают сайт за 100 000 рублей…
1. Первое и самое главное: заказчик никогда ( за исключением тех случаев, когда он сам является маркетологом, юзабилити-менеджером, контент-менеджером и дизайнером по совместительству) не составит хорошего ТЗ самостоятельно.
Почему? Да потому что ТЗ, это не просто набор текста описывающего ключевой функционал сайта, это совокупность макета сайта + прототипа (дизайн главной страницы) + описание функционала + описание юзабилити + описание целевых действий, только в таком случае ТЗ оправдает затраченные на проект деньги.
2. Фрилансер получает за сайт, который должен сделать — 15000 рублей и его не сильно «парит», будет этот сайт продавать или нет, будет ли прост в обращении, будет ли выводится в поисковой выдаче, он не при делах в любом случае, договор вы ведь не на его имя заключали (если заключали вообще).
Таким образом, мы получаем, сайт, который могли бы и сами сделать, при том, в 10 раз дешевле на фриланс-портале, все за что вы отдали 85000 рублей — это шаблон ТЗ, который вы заполнили и который можно скачать из интернета.
3. У вас не будет возможности лично пообщаться ни с программистом, ни с дизайнером, ибо студия-исполнитель всегда боится светить своих фрилансеров, которые могут выдать реальную стоимость сайта. Вас всегда будет консультировать 1-2 человека, которые компетентны далеко не во всех вопросах и обычно разбираются либо в части юзабилити и дизайна, либо движков и скриптов.
4. Найти разработчика, в случае непредвиденных обстоятельств с кодом, практически нереально, в большинстве случаев, фриланс — это временный заработок, контактов программиста вам никто не даст, а в студию через пару лет, вы, навряд ли, достучитесь.
Как должна работать веб-студия?
1. После знакомства с клиентом формируется коммерческое предложение, в котором примерно описывается функционал, дизайн, ключевые особенности и цена проекта.
Таким образом, у нас уже есть от чего отталкиваться.
2. Стадия обсуждения коммерческого предложения, поправки, изменения в цене и бюджете.
3. Стадия заключения договора, эта одна из самых долгих стадий (бюрократическая чепуха, как её называют технари и дизайнеры, но юристам, ведь, тоже необходимо договориться).
4. Пока юристы договариваются, мы не теряем времени зря, мы приступаем к созданию макета главной страницы, формируем её, исходя из предложений заказчика и наших взглядов на его бизнес.
5. Сразу после создания макета, он отправляется к дизайнеру, тут уже, кстати, и договор готов, и первая оплата подоспела, дизайнер начинает рисовать подготовленный макет в 3-х вариантах, после чего мы получаем прототип.
6. Стадия обсуждения выбора и доработки прототипа.
7. Пока согласовывается дизайн, нечего терять время зря, мы можем заняться созданием макетов остальных страниц сайта.
8. Утвердили прототип и отдаём его на верстку.
9. Тут дело за программистами и верстальщиками. Стадия верстки, натягивания дизайна на движок.
10. На этой стадии сайт уже готов к использованию, осталось дело за малым, загружаем сайт на хостинг, регистрируем в поисковых системах.
11. Теперь, мы имеем готовый продукт, и неплохо бы понять, насколько он хорош и прост в использовании — собираем фокус группу, составляем список задач для пользователя (исходя из целевых действий), проверяем насколько просто дойти до целевого действия.
12. Исправляем функциональные мелочи, выявленные при тесте сайта на фокус группе.