Как отличить литой диск от кованого | Айда на АЗС

Как отличить литой диск от кованого

Владельцы автомобилей часто задаются вопросом, как отличить кованые диски от литых, чтобы не переплатить за подделку.

Если перед вами два диска одного типоразмера, то отличить диски легко по весу. Кованый существенно легче. Для 15 дюймового диска разница составляет 3-4 кг. Рука легко почувствует разницу. Правда диски Российского производства, изготовленные по старым технологиям, могут весить, как зарубежные литые.

Отличить кованые диски от литых

Если вес одинаковый, обратите внимание на кромку. У литого диска, при всей его красоте, кромка неровная. Кованные диски обрабатываются на станках с ЧПУ. Как снаружи, так и изнутри. Поэтому все поверхности этого изделия – идеальны.

Технология производства


Легкосплавные диски делают из одного и того же материала – из сплава алюминия с другими металлами. Чтобы знать, как отличить литой диск от кованого, надо знать технологию изготовления этих дисков.

Литые диски

  • Создание сплава в специальных печах;
  • Заливка жидкого металла в форму под давлением;
  • Остывание по технологии, извлечение изделия;
  • Механическая обработка для снятия излишков металла;
  • Нанесение надписей, покраска, полировка.
Литые диски

Кованые диски

  • Создание сплава;
  • Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной
Литье цилиндра
  • Разрезание трубы на заготовки под один диск;
  • Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;
Нагрев заготовки
  • Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).
Механическая обработка диска

Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:

  • В изделии нет пузырьков;
  • Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.

Зная технологию изготовления, как определить кованый диск или литой, на глаз? Токарь сделает это легко, так как токарно-фрезерная обработка бросается в глаза. Во- первых после токарной обработки остаются риски, которые видны.



Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.



Вопрос, как узнать кованые диски или литые, можно задать менеджеру в магазине. В серьезной фирме вряд ли вас обманут. Продавец покажет документы и возможно покажет на дисках различие.

Преимущества


Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.

Литые трескаются. Жесткость кованных дисков меньше, чем у литых, а упругие свойства существенно лучше. Поэтому часть ударных нагрузок, при попадании автомобиля в яму берет на себя кованый диск(за счет упругой деформации), уменьшая нагрузку на подвеску. Опытный водитель знает, как отличить кованые диски от литья, по ощущениям от вождения. На кованных дисках автомобиль идет мягче. Особенно это заметно на кочках и ямах.


На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.

Кованые диски можно править после любой ямы. За счет пластичности металла, в нем не образуется трещин.


Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.

Отличия по ободу и внешнему виду


Еще один метод, как отличить кованые диски, заключается в прощупывании обода. Толщина обода кованого диска 3 мм. Толщина литого – 6 мм. Разницу легко почувствовать. Спицы у кованого тоже уже, чем у литого. За счет этого масса кованого существенно (на 3-4 кг) меньше, чем у литого.

Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.

Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.


На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.